В погоне за русским золотом

Южнокорейские исследователи нашли возле острова Уллындо в Японском море российский крейсер «Дмитрий Донской», погибший на второй день после Цусимского сражения. Обнаружение крейсера опять вернуло к жизни старую легенду о несметных запасах золота на борту некоторых российских кораблей, погибших в Цусиме.

Крейсер обнаружен там, где его и затопила команда утром 16 мая 1905 года — менее чем в полутора километрах от острова Уллындо (Дажелет) на глубине 434 м. Южнокорейская компания Shinil Group, которая и вела поиски, уже говорит о том, что намерена поднять крейсер.

Если это так, то событие будет уникальное с исторической точки зрения. Но дело в том, что в истории «Донского» есть двойное дно, и связано оно с давним мифом о тоннах русского золота, ушедшего на дно в Цусиме. Корейцы вбили себе в голову, что на борту крейсера якобы находятся драгметаллы на сумму $133 млрд.

Обломки российского крейсера «Дмитрий Донской»

Фото: Кадр из видео Shinil Group

Дома мог сидеть

«Дмитрий Донской» к началу Русско-японской войны уже безнадежно устарел и числился учебным кораблем. Построенный в 1881–1886 годах, он был принят на флот как «полуброненосный фрегат».

Затонувший в 1905 году крейсер «Дмитрий Донской» нашли в Японском море

Россия, видя среди своих основных морских соперников Англию, особое внимание в те годы уделяло крейсерским силам — истребителям торговли. «Донской», как и однотипный «Владимир Мономах» (тоже погибший в Цусиме), были своего рода океанской элитой этого племени рабочих лошадей — их тяжелое вооружение (первоначально планировались 229 мм орудия, потом были установлены 203 мм) позволяло при случае сцепиться боем и с британскими одноклассниками, которым они в целом всё же уступали.

Огромным минусом стало парусное вооружение, по традиции установленное на броненосные крейсера. Смысла в нем было чуть, так как тяжелые корабли с крупными гребными винтами уже не могли нормально ходить под парусами. При первой же возможности тяжелый рангоут демонтировали, поставив вместо него легкие мачты.

Корабли вышли не очень удачные, в 1895 году «Донского» перевооружили на новую артиллерию калибра 152 мм, а потом и вовсе определили в учебные корабли для Тихого океана. Осенью 1903 года в составе отряда адмирала Вирениуса «Донской» вышел в Порт-Артур (кстати, среди прочих, вместе с ним пошла и «Аврора»). Но начавшаяся война не позволила кораблям добраться до театра, и они вернулись на Балтику. По дороге «Донской» немного погонял «контрабанду» (торговые суда, идущие с грузом в Японию).

Так бы он и закончил свою жизнь блокшивом, если бы не катастрофические неудачи Первой тихоокеанской эскадры в Русско-японской войне, потребовавшие от Балтфлота выставить на бой всё, что только было можно.

Крейсер затонул в 1905 году

Фото: wikipedia.org
Погибшую русскую подлодку «Камбала» обнаружили у берегов Севастополя

Чудовищный разгром основных сил эскадры днем 14 мая 1905 года в Цусимском проливе «Донского» почти не задел. Крейсер ускользнул от атак миноносцев и скрылся в темноте, исполняя последний общий приказ адмирала Рожественского — прорываться во Владивосток. Исполнить почти получилось: вместе с эсминцами «Бедовый» и «Грозный» крейсер шел на север, когда их группу догнал миноносец «Буйный», на котором ушел с тонущего «Князя Суворова» Рожественский со своим штабом. Командующий перебрался на «Бедовый» (он был в лучшем техническом состоянии), а на «Донской» сгрузили людей, спасенных с броненосца «Ослябя», — первой жертвы сражения.

Рожественский забрал «Грозный» и ушел во Владивосток. По дороге туда он попадется японцам и сдастся в плен («Грозный» прорвется).

Поскольку «Буйный» был в очень плохом состоянии, с него сгрузили команду и затопили. Пока возились, уже во второй половине дня 15 мая подошел отряд из шести японских легких крейсеров.

«Донской» довольно долго и успешно огрызался, но получил повреждения, не совместимые с продолжением пути во Владивосток. На ночь он отошел к Дажелету, с него сгрузили на берег команду. Утром крейсер отвели от берега и открыли кингстоны. В 9:15 16 мая «Дмитрий Донской» лег на дно.

Золотые миражи

3D-модель линкора «Севастополь»

Банальная вроде бы история выживших после «кроссинга» в бою 14 мая: ушел, попробовал улизнуть, был найден, дрался и погиб (варианты: сдался, сумел уйти). В чем интерес искать, если всё дно Цусимского пролива завалено погибшими кораблями?

В 1933 году отставной лейтенант американского флота Гарри Ризберг, лихой искатель подводных сокровищ, публикует книгу «600 миллиардов в воде», где пытается собрать реестр ценностей, покоящихся на морском дне.

В числе прочего Ризберг пишет со ссылкой на анонимные источники, что четыре корабля русской эскадры везли золото в слитках на сумму $5 млн того времени. Самая большая часть находилась на борту «Адмирала Нахимова», однако был в списке и «Дмитрий Донской».

Что характерно, есть еще несколько анонимных свидетельств уровня «двоюродная бабка знакомого рыбака рассказала, сама не видела, но знающие люди говорят — точно было». Нет никаких документов или более-менее авторизованных российских свидетельств, что на эскадре был какой-то особо крупный золотой запас. Да и зачем он там? Объясняют, что эскадра готовилась крупно потратиться на ремонт и эксплуатацию — но, напомним, Рожественский шел во Владивосток. Туда золото как-то проще и безопаснее доставить по железной дороге, если оно вообще нужно для таких вещей, как ремонт казенных броненосцев на казенных же базах флота.

Фото: Depositphotos.com
3D-модель крейсера «Варяг»

Дальше — больше. В конце 1970-х годов эксцентричный японский миллионер Такэо Сасагава загорелся идеей поднять золото с «Нахимова». Крейсер нашли, подняли с него несколько предметов… после этого начались странности. Сасагава показывал некоторые металлические слитки, совершенно не подходившие под стандарты русского госбанка. Миллионер утверждал, что это платина, а на борту крейсера лежат 5500 ящиков с золотыми монетами и драгметаллами на общую сумму $35 млрд. Каким образом 5 млн Ризберга, и без того мифические, выросли на четыре порядка, не может объяснить никто, даже с учетом инфляции.

Работы не клеились, Сасагава созывал пресс-конференции, где рассказывал про то, что «еще немного и золотой ключик наш», но фактически продвижения не было. Сасагава умер в 1982 году, и о проекте все забыли до нынешнего времени.

Теперь вот новая напасть — 133 млрд на бедном «Донском». Как сопоставить эти цифры? Например, так: биржевая цена тонны золота сейчас — около $40 млн. Таким образом, чтобы соответствовать этим оценкам, крейсер должен был нести в трюмах свыше 3300 т золота. Водоизмещение крейсера при этом — 5800 т. Как говорится, матчасть выучите для начала, что ли…

https://iz.ru/768292/denis-komarovskii/v-pogone-za-russkim-zolotom

ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО

رئيس جمهورية الشيشان يرحب بوفد المملكة المشارك في افتتاح أكبر جامع في أوروبا

رئيس جمهورية الشيشان يرحب بوفد المملكة المشارك في افتتاح أكبر جامع في أوروبا

رئيس جمهورية الشيشان يرحب بوفد المملكة المشارك في افتتاح أكبر جامع في أوروبا رحب فخامة …

Добавить комментарий